Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

пражская лингвистическая школа

Лингвистика

Пра́жская лингвисти́ческая шко́ла -

одно из основных направлений структурной лингвистики. Центром деятельности

П. л. ш. был Пражский лингвистический кружок (создан в 1926,

организационно распался в начале 50‑х гг.). Творческий расцвет

относится к 30‑м гг. Кроме чехословацких филологов, таких, как

В. Матезиус (организатор и глава кружка), Б. Трнка, Б. Гавранек,

Й. Вахек, Я. Мукаржовский, позднее В. Скаличка, Й. М. Коржинек, П. Трост

и другие, в кружок входили питомцы Московского университета

Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон, а также С. О. Карцевский, близкий женевской школе. Творчески связанными с

П. л. ш. были советские учёные П. Г. Богатырёв, Г. О. Винокур,

Е. Д. Поливанов, Б. В. Томашевский, Ю. Н. Тынянов. Пражцы издавали

собственные «Труды» («Travaux du Cercle linguistique de

Prague», 1929-39) и журнал «Slovo a

slovesnost», перешедший в 1953 (в связи с организационным

распадом кружка) в ведение Чехословацкой АН. Идейным

предшественником П. л. ш. является Ф. де Соссюр, с именем которого

связано представление о языке как частном случае семиотических систем

(см. Семиотика). Однако многие

положения П. л. ш. связаны и с собственно чешской лингвистической

традицией и высказывались представителями П. л. ш. задолго до её

организационного оформления и до опубликования «Курса общей

лингвистики» де Соссюра. Концепция П. л. ш. испытала также влияние

русской лингвистической традиции, в частности идей Ф. Ф. Фортунатова

(см. Московская фортунатовская

школа), Л. В. Щербы [см. Петербургская

(ленинградская) школа] и особенно И. А. Бодуэна де Куртенэ (см. Казанская лингвистическая школа).

Первое систематическое изложение программы П. л. ш. - в тезисах,

предложенных 1‑му съезду славистов (Прага, 1929). Их основная идея -

представление о языке как о функциональной системе, т. е. как о «системе

средств выражения, служащей какой-то определённой цели». Развивая идею

системной организации языка, П. л. ш. отвергла взгляд Соссюра о

непреодолимости преград между синхронией и диахронией, настаивая на системном подходе к

эволюции языка, с одной стороны, и на динамической концепции языка,

рассматриваемого в синхронном аспекте, - с другой (см. Система языковая).

С наибольшей полнотой и последовательностью структурно-функциональная

концепция П. л. ш. воплощена в исследованиях звуковой стороны языка;

пражцы обосновали новый раздел науки о языке - фонологию, сыгравшую первостепенную роль в развитии

структурной лингвистики. Центральное место в фонологической концепции

П. л. ш. (систематизированной в труде Трубецкого «Основы

фонологии», 1939) занимает понятие оппозиции (см. Оппозиции языковые), предполагающее

разложимость членов оппозиции на частью общие («основание для

сравнения»), частью различные элементы. С данной концепцией оппозиции

связано понимание фонемы как определённой

совокупности «дифференциальных признаков», т. е. тех свойств фонетической субстанции, которые отличают

противопоставленные фонемы друг от друга. Принципиальное

обращение к фонетическим признакам (явившееся, между прочим, выражением

непризнания пражцами ведущей роли дистрибуции

при определении языковых единиц) - отличительная

черта пражской фонологической концепции, противопоставляющая её

«чистому дистрибуционализму» дескриптивистов и особенно глоссематиков, считавших, что

«субстанциональные» свойства не могут быть непосредственным

предметом исследования структурной лингвистики.

Понятия и методы, разработанные на

фонологическом материале, были применены в работах представителей

П. л. ш. к другим областям лингвистического исследования. В работах

Якобсона о грамматических оппозициях была поставлена задача поисков

единого семантического инварианта каждого из членов морфологической категории, обосновывался тезис о

непременной бинарности лингвистических (в т. ч. грамматических)

оппозиций, выдвигалась идея неравноправности членов

морфологической корреляции (связанная с

соответствующими наблюдениями русских грамматистов и с идеей

Трубецкого о неравноправности членов фонологической корреляции).

Наиболее существенным вкладом П. л. ш. в синтаксис явилось учение

Матезиуса об актуальном членении

предложения, в основе которого лежит мысль о принципиальном различии

между двумя возможными способами анализа предложения: формальным членением, выделяющим подлежащее и сказуемое и

раскрывающим грамматическую структуру предложения, и членением на «тему» и «рему», выявляющим

его «функциональную перспективу».

П. л. ш. выдвинула как одну из основных проблем изучения вопросы,

связанные с отношением между языком и действительностью, а также между

языком и окружающими его структурами. В рамках П. л. ш. возникла теория

«функциональной диалектологии», были выдвинуты

понятия «специальный язык» и «функциональный

стиль»: специальный язык определяется общей целью

нормализованной совокупности языковых средств, а функциональный

стиль - конкретной целью данной языковой манифестации. Из специальных

языков наибольшее внимание привлекал «поэтический язык» (т. е. язык художественной литературы), отличающийся от

других специальных языков своей общей направленностью к поэтической (или

эстетической) функции, которая делает центром внимания саму структуру языкового знака, тогда как «коммуникативные» языки преследуют «цели, выходящие

за пределы языкового знака». Подчёркивание автономности поэтического

языка в концепции П. л. ш. (испытавшей заметное влияние русской

«формальной школы») принимало иногда полемически утрированные формы.

Современные чешские продолжатели пражских традиций предпочитают теперь

говорить не о специальном поэтическом языке, но о художественном стиле,

который не противопоставлен другим функциональным стилям, хотя и не

стоит с ними в одном ряду.

Функциональный подход к языку нашел отражение в активной практической

деятельности представителей П. л. ш. В их работах в области языковой

культуры был заложен фундамент нормативной лингвистической деятельности,

задачей которой было признано стремление «развивать в литературном языке те качества, которых требует

его специальная функция». Выдвижение и терминологическое разграничение

понятий «норма» и «кодификация» («норма» - это

совокупность устойчивых средств, объективно существующих в языке,

«кодификация» - постижение и обнаружение нормы, т. е. первый термин

обозначает объективный предмет научной деятельности, обозначаемой вторым

термином) дало теоретическое обоснование антипуристической деятельности

П. л. ш.

Деятельность П. л. ш. сыграла важную роль в истории языкознания. Она

оказала и продолжает оказывать существенное влияние на развитие мировой

лингвистики. Основные идеи П. л. ш. не утратили актуальности и в

настоящее время. Общим достоянием лингвистической науки стало, в

частности, признание лингвистической значимости элементарных

фонологических признаков (играющих особенно важную роль в генеративной фонологии). Широкое признание получила

«динамическая» концепция языка, обоснованная в трудах Вахека, Ф. Данеша

и других, тезис об «открытом» характере языковой системы, включающей

наряду с «центральными» (системными, регулярными) также и

«периферийные» элементы. В числе плодотворно развиваемых в современной

лингвистике понятий, выдвинутых представителями П. л. ш., - понятия

маркированности​/​немаркированности языковых единиц (подвергшееся в

некоторых концепциях определённой модификации по сравнению с

оригинальной пражской концепцией). Успешно развивают традиции П. л. ш. -

как в Чехословакии (школа Я. Фирбаса), так и в других странах -

современные исследователи функциональной перспективы предложения,

объединяющие соответствующие результаты пражской школы с новейшими

достижениями в изучении интонации.

Звегинцев В. А., История языкознания XIX-XX вв. в очерках и

извлечениях, ч. 2, М., 1960;

Реформатский А. А., [Послесловие], в кн.: Трубецкой Н. С.,

Основы фонологии, М., 1960;

Булыгина Т. В., Пражская лингвистическая школа, в кн.:

Основные направления структурализма, М., 1964;

Вахек Й., Лингвистический словарь пражской школы, М.,

1964;

A Prague school reader in linguistics, Bloomington,

1964;

Якобсон Р., Разработка целевой модели языка в европейской

лингвистике в период между двумя войнами, в сб.: «Новое в

лингвистике», в. 4, М., 1965;

Апресян Ю. Д., Идеи и методы современной структурной

лингвистики, М., 1966;

Пражский лингвистический кружок. Сборник статей, М., 1967;

Travaux linguistiques de Prague, 1. L’École de Prague

d’aujourd’hui, Prague, 1964;

Vachek J., The linguistic school of Prague,

Bloomington - L., 1966;

Sound, sign and meaning; quinquagenary of the Prague

Linguistic Circle, ed. by L. Matejka, 2 ed., Ann Arbor, 1978;

Chvany C. V., Brecht R. D., Some

new directions in Slavic transformational syntax since 1973, в

кн.: American contributions to the 8th International

Congress of Slavists, v. 1, Columbus (Ohio), 1978;

Praguiana: some basic and less known aspects of the Prague

linguistic school, ed. by J. Vachek [a. o.], Praha - Amst., 1983.

Т. В. Булыгина.

Полезные сервисы